19:29 

Как менялось представление о грядущем с XIX века и до наших дней

Случайный дневник

9 августа в прокат выходит «Вспомнить все» — ремейк фильма Пола Верховена 1990 года. Обе картины значительно отличаются друг от друга и от оригинального рассказа Филипа К. Дика, написанного в 1966 году. Отметив, насколько по-разному недалекое будущее изображается в разные эпохи, W→O→S вспомнил историю обложек научно-фантастической литературы.

Научно-фантастическое ар-деко (конец XIX — начало XX века)


Промышленная революция XIX века повлекла за собой массовый интерес к достижениям науки и их возможным последствиям. Герберт Уэллс и Жюль Верн определили две основные тенденции научной фантастики, их можно проследить до наших дней. Книги Уэллса были социальным высказыванием — герои, часто безымянные, оказывались беспомощными жертвами глобальных событий. Жюль Верн вплетал фантастические элементы в приключенческую литературу — в его книгах важны не столько новаторские изобретения, сколько сложные героические характеры.

Начало XX столетия — эпоха модернизма, а затем и футуризма. Новый язык и техники повествования активно использовались в фантастической литературе. Тем не менее авангард мало повлиял на оформление обложек. На них безраздельно господствовали романтические стилизации и ар-деко. Научная фантастика была массовой литературой, издавалась в популярных журналах: требовались яркие картинки для привлечения аудитории.


Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее

Бульварное чтиво (1920–1930-е годы)


Научная фантастика часто распространялась через журналы, по мере увеличения тиражей возникла новая форма — массовые дешевые издания, так называемая бульварная литература (палп-фикшн). В США она доминировала до середины 1950-х годов, и большинство известных фантастов прошло через палп-журналы. Успех фантастики был вызван отчасти тем, что давал возможность соприкоснуться с миром науки и технологии людям, которые часто не владели даже телефоном.

Высокое качество обложек дешевых журналов и бульварного чтива объясняется тем, что со времен Великой депрессии многие талантливые художники сознательно занимались именно иллюстрацией. Фантастические сюжеты гарантировали творческую свободу, а огромные тиражи обеспечивали стабильный доход.


Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
В предшественники научной фантастики записывали даже эпос о Гильгамеше, однако жанр скорее восходит к XVI–XVII векам. «Утопия» Томаса Мора и «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона совмещали размышления о развитии общества с описанием необычных технологий и устройств. В XIX столетии Мэри Шелли, автор «Франкенштейна», отделила научную фантастику от других фантастических жанров: даже самые необычные истории должны вписываться в концепцию научного восприятия действительности

Золотой век (1930–1950-е годы)


Период с конца 1930-х до начала 1950-х годов называют золотым веком фантастики. Именно в это время начали свою писательскую карьеру Рэй Брэдбери, Айзек Азимов и Артур Кларк. В палп-журналах публиковался и создатель сайентологии Рон Хаббард.

Обложки менялись медленно — издатели работали по проверенной схеме.

Кардинальные изменения произошли в 1950-х годах. С одной стороны, из-за финансовых трудностей закрылись многие палп-журналы, новые издания применяли уже другой подход к оформлению. С другой — самим фантастам был брошен серьезный вызов. В 1957 году был запущен первый искусственный спутник, и барьер между реальностью и научной фантастикой стал тоньше — потребовались новые сюжеты и темы.
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее

Новая волна (1960–1970-е годы)


Ответом на технологический вызов стало отрицание наследия. Описания технических устройств, далеких планет и встреч с инопланетянами казались устаревшими и ненужными. Под влиянием литературы битников в научную фантастику проникли описания трансформации человеческого тела и разума, а самой неизведанной планетой стала Земля.

Субкультура хиппи оказала значительное влияние на обложки, которые выглядели как плакаты рок-групп или включали в себя атрибуты фэнтези-мира, вошедшего в моду благодаря трилогии Толкиена «Властелин колец».
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее

Киберпанк (1980-е годы)


Последней крупной волной научной фантастики стал киберпанк. Стилистически он не принес ничего нового, но обратил внимание читателей на пагубное воздействие технологий, проблемы глобализации и социального расслоения. Фактически киберпанк довольно точно описал «будущее», которое наступило в середине 1980-х годов. В нем главную роль играли не межпланетные путешествия (в них все уже успели разочароваться), а компьютеры и генетические эксперименты.
Обложки стали разнообразнее, но художники главным образом делали ставку на максимальный реализм и изображение блестящих массивных конструкций.
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее

Современные обложки


Научная фантастика в наши дни перестала выполнять свою главную функцию — отражать представления о будущем. Обложки стали сдержаннее. На Западе они почти не отличаются от обложек книг других жанров. Зато в нашей стране, где в советский период обложки были минималистичны, художники, наконец, дают себе полную свободу в изображении космических битв.
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее
Назад в будущее


Вопрос: Понравилось?
1. да 
31  (75.61%)
2. нет 
10  (24.39%)
Всего: 41

@темы: фото, ссылки, литература, история, арт

URL
Комментарии
2012-09-06 в 20:42 

Cissi
я вся такая классная и стильная, и все меня хотят!
Это было очень интересно! Спасибо!

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

The best

главная