По просьбе «Ведомостей» рекрутеры привели выдержки из самых нелепых объявлений о поиске работы.
О том, как именно следует заполнять анкеты для поиска работы, можно прочитать на многих кадровых сайтах. Однако, как рассказали «Ведомостям» консультанты рекрутинговых компаний Adecco, Manpower, Marksman, Cornerstone и Superjob, кадровикам часто приходится сталкиваться с резюме, благодаря которым соискателей вакансий точно не возьмут на работу.
ФотографииВ этом году аналитики одного из московских кадровых агентств провели внутри компании конкурс на самую нелепую фотографию в полученных резюме. В топ-20 вошли изображения «руководителя отдела» со стопкой водки, «системного аналитика» с вилами в руках, «бизнес-аналитика» в церкви на фоне распятия, «кассира» в обнимку с чучелом тигра, «менеджера по работе с клиентами» в стрингах на пляже, несколько «помощниц руководителя» совершенно без одежды и фото карликового бегемота в резюме «руководителя отдела по подбору персонала».
Консультант Hi-Tech & Telecom компании Marksman Елизавета Пушкарева не удивляется нелепым фото в резюме, она в своей практике видела подобных художеств немало. «Резюме на позицию врача не стоит сопровождать фотографией на фоне пациентов в плохом, в буквальном смысле слова, состоянии — это выглядит неэтично по отношению к тем же самым пациентам, — советует она. — Также не думаю, что кандидат с фото, где он держит бутылку пива с сигаретой, может рассчитывать на успех в поиске нового места работы». На ее взгляд, только улыбку могут вызвать кандидаты, которые пытаются показать свое мастерство в освоении Photoshop — с помощью усиленных контрастов, странного фона (реальный пример — волк в ночном лесу) и т.п. По ее опыту, в большинстве случаев такие кандидаты только отпугивают работодателей. Пушкарева советует: «Если у вас нет приличного фотопортрета, лучше присылать резюме вовсе без фото».
Должностьчитать дальшеСпециалисты рекрутингового портала Superjob не раз сталкивались со странными наименованиями в графе «должность»: «менеджер продажного отдела», «продавец-консультант класса люкс», «руководитель топ-менеджеров», «работник в области финансов или что-нибудь на компьютере», «главный бухгалтер (не очень хочется)», «повар-кинолог-массажист-экономист», «продавец, менеджер, оператор мебельных станков, водитель погрузчика, консультант, человек-паук», «кем угодно, чтоб только выразить свой внутренний мир в работе», «любая достойная работа», «Царь/Президент/Бог».
«Реакция — и смех и жалость. В работодателе такой текст вызывает сомнения в зрелости кандидата», — комментирует ассистент консультанта Banking & Insurance Marksman Яна Шамарова.
Специализация и профессиональные навыки
По наблюдениям рекрутеров, полет своей фантазии соискатели чаще дают в разделе «профессиональные навыки». Там можно найти такие записи: «начинающий бухгалтер с большим опытом работы по специальности» или «ездила в Мурманск в командировку три раза», «повышение продаж фирмы на исторический максимум», «воспитание у людей психологии победителей». Встречаются и другие навыки: «славлюсь веселыми рассылками по офису», «менеджер по внедрению проекта “Лучшая собака России”», «развитие бизнеса путем генерации новых opportunity», «отгружал неотгружаемый товар», «сидела на телефоне и размножала факсы», «преимущественно я работала языком», «делал заказы по нужде отдела продаж», «привлекал мелких клиентов». Часто можно встретить такого рода записи: «не выпиваю, не употребляю наркотики, курю мало, в машине и в присутствии работодателя могу не курить».
Специалисты из компании Manpower рассказывают, что люди иногда просто не понимают, что именно в этом разделе следует писать. Чего стоит следующий пассаж: «В 2005 г. окончил муз. школу в Подольске. Знание ПК на уровне пользователя. Знание английского языка на хорошем школьном уровне, но постоянно повышается за счет прослушивания западной музыки. Спокоен, стрессоустойчив, легкообучаем, готов к покорению новых горизонтов».
По словам рекрутеров, встречаются и такие заметки, после которых работодатель может усомниться не только в профессионализме кандидата, например: «Душевед. Работа со слабостями человека, страстями , страхом, иллюзиями на уровне беседы. Пояснение существующих законов физики в преломлении на личность. Паразитология. Исследование внутриродовых каналов связей и их коррекция. Устранение внешних влияний с помощью эниологии. Рекомендации, обучение, наставление». В другом резюме значилось: «Я прихожусь двоюродным братом Супермена и в свободное от работы время спасаю мир, а так как я недавно уволился, то спасаю его уже неделю. Но спасение мира — это громко сказано: чаще всего я заступаюсь за девушек, помогаю перейти дорогу бабушкам и еще подкармливаю кошечек и собачек».
«Необычные записи привлекают внимание и заставляет открыть и прочитать резюме. Но скорее только из интереса и удивления, нежели для того, чтобы пригласить такого кандидата на встречу», — считает ассистент консультанта Banking & Insurance Marksman Елена Истомина. Она догадывается, что люди часто пытаются сказать, что у некоторых компаний завышенные требования к кандидатам: нужно всё и сразу. Но ведь не каждый рекрутер после такого начала презентации захочет читать резюме дальше.
Образование
«Я родился в 1988 году на Украине в городе Балтийск. Вместе с двоюродной сестрой до определенного возраста воспитывался бабушкой и дедом. В шестилетнем возрасте моим воспитанием занялись родители и забрали меня в Донецк. Там я пошел в первый класс. Но времени на меня у них не хватало, и я опять вернулся в Балтийск. Учился бы я неплохо, если б не украинский язык — с ним у меня как-то не сложилось. После окончания мной второго класса я опять переехал. На этот раз к дяде в Москву. Мама и дядя — близнецы, поэтому они всегда и везде вместе и оба одинаково обо мне заботились…» — это лишь начало длинной истории, которую поведал кандидат в графе «образование» одного из авторов резюме.
«Важно помнить, что резюме — это не ваша биография в вольной форме, а документ, который играет большую роль в построении карьеры, — советует Евгeния Маркoва из Cornerstone. — У кадровика, которому приходится в день разбирать сотни резюме кандидатов, банально нет времени на то, чтобы вникать в ваши хобби, разглядывать фото или пытаться открыть файл в необычном формате. Его цель — максимально быстро получить всю релевантную информацию: образование, опыт, навыки, достижения — и решить, стоит ли приглашать вас на собеседование».